Міні-чат

Наше опитування

Який формат мультимедійного уроку вам більш зручніше використовувати в роботі?
Всього відповідей: 13

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » 2016 » Липень » 11 » Мобильное обучение на платформе персонального сайта педагога. Тезисы доклада на августовской педагогической студии 2017
16:02
Мобильное обучение на платформе персонального сайта педагога. Тезисы доклада на августовской педагогической студии 2017

Мобильное обучение на платформе персонального сайта педагога. Тезисы доклада на августовской педагогической студии 2017

Тезисы

Прежде чем приступить к непосредственной презентации нашего проекта, предлагаю акцентировать наше внимание на основных тенденциях развития систем образования в мире. Думаю, это поможет лучше понять роль новых технологий в практике обучения в рамках нашего инновационного проекта обучения предмету «художественная культура»  в инновационной среде современной сельской школы.

 Развитие сегодня становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики?

       Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни?

       Какую роль должна играть современная сельская школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить выпускника к полноценной жизни и труду?

      Роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение.

Вместе с тем традиционная школа, особенно в сельской местности, достаточно консервативна и не всегда социально - экономические изменения, научно - технический прогресс находят необходимый отклик в среде школьных работников в сельской местности. Разве не актуальны парадоксальные выводы о том, что учитель, получивший диплом в конце ХIХ века, мог бы совершенно спокойно войти сегодня в класс, подойти к классной доске и начать урок. Представить себе аналогичное положение, в других отраслях просто невозможно. Но учебный процесс в массовой школе мало изменился со времен Яна Амоса Каменского, предложившего классно - урочную систему и определенную схему ведения урока. Можно возразить, что с тех пор изменилось кардинальным образом содержание обучения, появилось огромное количество новых средств обучения.

Все это так, и вместе с тем, традиционная школа и сейчас придерживается парадигмы обучения, принятой в XIX веке - учитель - учебник (или система средств обучения) - ученик. Это система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса пока не реализуются на практике в должной мере. Для этого важно, чтобы философская парадигма демократического устройства общества: человек - общество - государство реализовывалась во всех сферах жизни общества, и в первую очередь, в системе образования.

       В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей и практиков, разработчиков программ образования, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

 

Важность такого подхода к образованию, по-моему, очень точно выразил один видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит объем и прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, по мнению Гриллоса, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

       Поэтому, общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, в связи с чем….

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одними из главных причин этого кризиса является скатывание, вследствие общественно-экономических причин, функционирующего социума, особенно сельского, к маргинальному уровню существования, граничащего с выживанием.

Ну а бытие, как известно, определяет сознание, а отсюда и духовные запросы общества. Наибольший ущерб в последние годы нанесен школьному художественно-эстетическому образованию. Сокращение учебных часов на изучение предметов искусства, выведение их за «рамки» обязательных школьных предметов не может не беспокоить меня как человека,  как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога – учителя художественной культуры в сельской общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию: надо что-то менять.

Идея обновления форм и методов художественно-эстетического образования и воспитания в сельской школе не давала мне покоя, побуждала к поиску новых методов работы, пересмотру программного материала по предметам искусства.

Концепция обновления образования на основе ИКТ выдвигает новые критерии качества образования. Выпускнику современной школы предлагается получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач большую значимость приобретают предметы художественно-эстетического цикла и уроки художественной культуры в частности.

Базируясь на системе традиционного художественно-эстетического образования, используя инновационные программы по предметам художественно-эстетического цикла, методические пособия, освоив инновационные формы организации учебной и внеучебной работы, нами представляется проект  мобильного художественно-эстетического образования в специализированной школе с углублённым изучением информатики и программирования на основе использования ИКТ.

Без претензий на новаторские изыски, следует отметить, что идея развивающего обучения на основе использования открытого Интернет-пространства начала реализовываться еще в начале 2000-х годов, но широко внедрить эту систему на уроках художественно-эстетического цикла никто не решался. Поэтому для учителей художественно-эстетического цикла этот подход представляется как инновационный

Слайд 1

Таким образом, Актуальность нашего проекта заключается в осознании и принятии тезиса о том, что результаты общественного прогресса,  определяющие уровень культурного и экономического развития ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатизации. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Сегодня достичь главную цель уроков художественной культуры  в средней общеобразовательной школе не используя для этого современные информационно-коммуникационные методы обучения невозможно.

Современное общество формирует требования к подготовке школьников в следующих областях: самостоятельность при получении образования; ответственность за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с источником учебной информации; спланированное продвижение в учении.

Слайд 2

Таким образом, на современном этапе развития образовательной практики актуализировалась проблема поиска новых, интенсивных форм организации учебного процесса, что повлекло интеграцию информационных технологий в образование, выделение среди них дистанционных технологий обучения и формирование отдельного вида обучения – мобильного с использованием открытого Интернет-пространства.

    Дистанционное обучение в настоящее время активно внедряется в систему высшего образования, профильного, а также в систему повышения квалификации. Но в школьном образовании, как показывает практика, дистанционное обучение пока используется редко, хотя его потребность в настоящее время весьма реальная.

Слайд 3

 

Информационная среда дистанционного обучения может быть основой для самостоятельной познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся. Самостоятельная деятельность учащегося с использованием ИКТ становится важнейшим компонентом учебного процесса. Ориентация на информационно-художественное развитие личности и таких ее качеств, как способность к восприятию интегрированной информации, умение осуществлять информационно-поисковую деятельность, креативность в решении различных задач, способность адаптироваться к функционирующей социо- культурной среде, требует нового подхода к содержанию и методике организации самостоятельной работы школьников. Сочетание дистанционного и очного обучения с целью наиболее эффективного овладения знаниями кажется сегодня не только целесообразным, но и наиболее актуальным направлением модернизации учебного процесса, в том числе и по предмету «художественная культура».

 

       Слайд 4

 

Подключение нашей Кондратовской специализированной школы с углублённым изучением информатики и программирования к высокоскоростной сети Интернет и избрание информационнно-технологического профиля обучения создало благоприятные условия для реализации проекта мобильного обучения  по предметам художественно-эстетического цикла.   

 Слайд 5 

 

Введение такого предмета как художественная культура в учебный план школы и создание курса мобильного обучения по предмету на платформе персонального сайта педагога стало важным этапом в развитии художественно-эстетического образования и воспитания.

Интегрируя эмоциональную силу искусства на уроках и во внеклассной деятельности путем приобщения к обучению с использованием открытого Интернет-пространства наш проект раскрывает широкие возможности доступа к художественному самообразованию и воспитанию художественно-эстетического вкуса, культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважение к культурным традициям народов Украины и других стран мира.

 

Слайд 6 

В нашей школе с информационно-технологическим профилем обучения на изучение художественной культуры выделен всего один час в неделю в 9 классе и по 0,5 часа в 10 и 11 классах. Согласитесь, этого недостаточно, чтобы дать даже общее представление о развитии художественной культуры, не говоря уже о формировании художественного вкуса и целостной художественной картины  мира у учащихся. Чтобы успешно освоить  программный курс художественной культуры, мы поставили перед собой задачу поиска и внедрения новых методов обучения, основанных на интеграции возможностей информационно-коммуникационных технологий, возможностей самообразования и художественной практики.

Слайд 7 Таким образом, для решения поставленной задачи нами был создан проект  мобильного обучение по предметам Художественная культура и музыкальное искусство в открытом Интернет-пространстве на платформе персонального сайта педагога, для чего в 2009 году был создан сайт http://vospitatel.ucoz.ua/ , на платформе которого, после наполнения соответствующим контентом, началась апробация проекта мобильного обучения. В 2009 – 2011 годах сайт принимал неоднократное участие в разноуровневых конкурсах на лучший образовательный сайт педагога.

Слайд 8 Среди наших достижений – победы во Всеукраинских и региональных конкурсах авторских образовательных Интернет-сайтов. Высшим достижением мы считаем победу во Всеукраинском конкурсе на лучший авторский образовательный интернет-ресурс (по версии издательства «Школьный мир», г.Киев, 2011 г),

Слайд 9

призовые места в областных конкурсах сайтов педагогов в 2009, 2011 гг, Донецк (номинация «сайты учителей искусствоведческого цикла»); областных конкурсах «Мультимедийное пространство профильного образования» (Донецк, 2009)

Слайд 10

и «Мобильное обучение в открытом информационном пространстве» (Донецк, 2012 г) и др.

Слайд  11  

Мобильный дистанционный курс разработан нами для учащихся 9-11 класса. Цель курса состоит в углублении знания учащихся путем формирования навыков самостоятельной практической работы во время художественно-практической деятельности.

При изучении тем, представленных в курсе, не только углубляются специфические художественные знания учащихся, а и формируется культура самостоятельной работы.        

Содержательное наполнение тем нашего проекта предусматривает формирование у учащихся ценностно - смысловых, общекультурных , учебно - познавательных и информационных компетенций, что достигается изучением шедевров искусства разных эпох и народов, предполагает овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Ориентировочные практические задания к темам направлены на формирование потребности в общении с произведениями искусства , развитие творческих способностей учащихся и расширения их внутреннего опыта, наполненного личностным смыслом.

Слайд 12

В мобильном обучении учащихся   нам выделены следующие блоки:

1.         Определенная тема в изучаемом предмете. Состоит из блока уроков по данной теме и контрольного теста.

2. Информационный учебно-методический комплекс. В комплекс входят не только уроки по определенной теме, но и дополнительный видео-; аудио- иллюстративный и текстовый материал для самостоятельного изучения. 3. Демонстрационная версия предстоящей  работы. В блок входят видео-уроки, примеры выполнения заданий, инструкции по выполнению заданий, ссылки на литературу и интернет- ресурсы.

3. Электронный тест. Данный блок содержит комплект тестов, контрольных и самостоятельных работ, темы для творческих исследовательских работ и проектов.

4. Возможность обратной связи – форум и комментарии к урокам, где можно задать вопрос учителю и получить на него ответ, электронная почта и др.

  Слайд 13   

Деятельность учителя в рамках проекта осуществляется   в следующих направлениях: ведение дистанционных уроков; подготовка учащихся к итоговому контролю по изученной теме, а также непосредственный контроль освоения знаний по теме; проведение дополнительных консультаций по темам, которые были пропущены учащимся по разным причинам; взаимодействие с учениками и родителями; ведение электронного журнала;.  

 

Слайд 14

Теоретический блок уроков представляет собой квинтэссенцию накопленного опыта и методического материала и включает в себя не только цельное и компактное изложение темы, но и список используемой литературы, видео-, аудио- и иллюстративные ресурсы,  советы, примеры выполнения заданий, тесты и самостоятельные работы, а также инструкции по работе с материалом. Данный материал находится на страницах сайта постоянно в течение всего учебного периода. При этом предполагается два способа работы учащегося: активное и ознакомительное.

Слайд 15

Ознакомительное обучение предполагает, что любой желающий может зайти на сайт, познакомиться с материала и использовать их для дальнейшего изучения.

Активное обучение строится на основе организации связи "Учитель - Ученик", выполнение предлагаемых заданий в комментариях к уроку или отправке их по электронной почте для проверки. Необходимо отметить, что вопросы в тестах и заданиях распределяются по уровням сложности и усложняются по мере прохождения материала от блока к блоку. Тем не менее, предусмотрено некоторое дублирование некоторых вопросов с целью закрепления знаний. Свои работы учащийся либо размещает в комментариях к уроку, либо  на своем персональном сайте в разделе «каталог файлов», с размещением активных ссылок в комментариях к уроку на сайте учителя и на странице «художественная культура» собственного сайт, либо посылает по электронной почте с указанием своего личного шифра, номера урока и вариантов ответов.

После соответствующей их обработки учителем результаты тестирования отмечаются в электронном журнале. Темп прохождения уроков зависит от желания самого учащегося, также предусмотрена возможность "подключения" учащегося к обучению в любой период времени. В любом случае учащийся получит обработанный результат своей деятельности и сумму накопленных баллов по мере прохождения тем данного учебного курса.

 

 

      Слайд 16  

Очень важным моментом является организация оперативной связи между учителем и учащимися – для чего на сайте предусмотрен сервис «учитель онлайн», информация о всех комментариях и любой активной деятельности на сайте (размещение комментариев, вопросов, материалов) тут же поступает на электронную почту учителя. Если характер вопросов показывает, что тема учащимися усваивается с трудом, это является основанием для размещения дополнительного разъяснительного материала в теоретическом блоке. Такой режим работы необходим для осуществления оперативной обратной связи учителя и ученика и  помогает лучше организовать процесс обучения.        

      Таким образом, основу мобильного обучения составляет целенаправленная контролируемая интенсивная самостоятельная работа ученика, что позволяет достичь хороших результатов, даже если на «изучение» предмета в учебном плане отведено целых (прошу прощения за тавтологию) ноль целых пять десятых часа в неделю!

    Сегодня наши ученики, которые по целому ряду причин не могут посещать школу (надомное индивидуальное обучение, семейное обучение, экстернат и т.д.)  успешно изучают предмет художественной культуры самостоятельно и  не отстают от программы. Учащиеся, имеющие повышенный интерес к предмету, получают больше возможностей расширить свой кругозор, занимаясь с опережением по индивидуальной программе.

 

 

Слайд 17

В конце 2012/13 учебного года с помощью методов тестирования и анализа  методическим кабинетом отдела образования Константиновской районной государственной администрации было проведено сравнение уровней развития информационной культуры экспериментальной и контрольной групп. Данная работа позволила проследить динамику развития информационно-художественной культуры и качества знаний, умений и навыков учащихся.

Результаты промежуточных срезов позволили сделать вывод, согласно которому группы опрошенных учащихся и родителей с уровнем высоких и средних знаний увеличивались с приблизительно одинаковой динамикой.  Окончательный срез проводился в конце 2012/13 учебного года в экспериментальной и контрольной группах и представлен в табличной форме.

Таблица

Уровни развития информационно-художественной культуры и ключевых компетентностей по предмету «Художественная культура»
(разница контрольной и экспериментальной групп)

 

Группы

Уровни развития
информационно-художественной культуры, %

высокий

средний

низкий

Экспериментальная

– ученики

50,1

42,7

7,3

– родители

62,3

35,6

2,1

Контрольная

– ученики

30,2

33,4

36,4

– родители

15,2

42,3

42,5

 

Как свидетельствуют данные таблицы, процентное распределение по уровням развития информационной культуры опрошенных учащихся и родителей контрольной группы изменилось незначительно, тогда как в экспериментальной группе изменения проявились достаточно очевидно, а именно: в экспериментальной - высокий уровень информационно-художественной культуры и ключевых компетентностей учеников по предмету «Художественная культура» увеличился приблизительно с 25 до 50 %, у родителей с 23 до 62 %; в контрольной педагогической системе высокий уровень информационно-художественной культуры учеников увеличился примерно с 18 до 29 %, родителей с 10 до 15 %.

Таким образом, контрольное исследование развития информационной культуры в экспериментальной группе показало положительные результаты: большинство участников эксперимента имеют высокий (50,1 % учеников, 62,0 % родителей) и средний (42,7 % учеников, 35,6 % родителей) уровни развития информационно-художественной культуры и ключевых компетентностей по предмету.

Слайд 18

Выполненная в рамках проекта работа не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, а предполагает дальнейшее изучение внедрение мобильного обучения учащихся в условиях современной сельской школы. Актуальным представляется продолжение исследования в направлении изучения влияния мобильного обучения на основе ИКТ на развитие личности сельского школьника, раскрытия особенностей формирования его информационно-художественной культуры на разных возрастных этапах, разработки педагогических технологий активного включения учителей, учеников и родителей в получение дистанционного образования.

Слайд 19

Благодарю за внимание к нашему проекту, приглашаем всех заинтересованных лиц к участию в нашем образовательном проекте

 

 

 

 

 

Переглядів: 181 | Додав: wolkan | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar

Вхід на сайт

Пошук

Календар

«  Липень 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архів записів

Друзі сайту

 




Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича