Категорії розділу

Мої статті [9]

Міні-чат

Наше опитування

Який формат роботи методичного об'єднання для Вас найбільш зручний
Всього відповідей: 4

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статей

Головна » Статті » Мої статті

Методические рекомендации по использованию интерактивной доски SMART Board на уроке музыкального искусства

Принципы работы ИД
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.
Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.
Используя такую доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
Общим для всех досок является метод вывода изображения с помощью проектора.
Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией.
Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.
Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.
В последнее время на рынке появились специальные модели проекторов с короткофокусным объективом, предназначаемые для работы с интерактивными досками. Изготовители досок все чаще предлагают готовые комплексы, в состав которых входят доски и прикрепленные к ним сверху на штанге короткофокусные проекторы.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, учителя и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
Учителя могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учителя могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
Формы работы учителя с интерактивной доской
Во-первых, это работа в режиме белой доски: создание записей при наличии возможности их сохранения и последующей корректировки (данная форма очень удобна, когда тема изучается на нескольких, разорванных по времени уроках – можно сохранять промежуточные результаты и корректировать их на следующем уроке).
Во-вторых, это работа с презентациями, созданными в Microsoft Office: демонстрация презентаций, создание заметок на презентациях, выделение ключевых моментов с помощью инструментов “Указка” и “Лупа”.
В-третьих, это работа с готовыми конспектами, созданными в программе интерактивной доски (с включением графических объектов из библиотеки, видеофайлов и проч.).
Кроме того, наличие в кабинете дополнительных устройств: документ-камеры, системы интерактивного голосования и проч. при использовании вместе с интерактивной доской повышают эффективность их применения.
Необходимые условия для работы с ИД
Для того чтобы обеспечить эффективность использования интерактивной доски в учебном кабинете, необходимо наличие ряда условий.
Во-первых, должен быть обеспечен доступ к интерактивной доске, чтобы учитель мог работать с ней не от случая к случаю, а постоянно, только так он сможет набраться опыта.
Во-вторых, доска должна использоваться не только учителем, но и учащимися, тем более, что интерактивная доска предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
В-третьих, необходимо помнить о том, что учителю, в условиях недостатка готовых электронных наглядных пособий для работы с интерактивной доской, требуется немало времени на подготовку к занятию, чтобы создать собственный конспект в программе доски. Эта деятельность учителя – инновационная, экспериментальная. Время необходимо учителю еще и для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для урока.
В-четвертых, уже указанный недостаток готовых электронных пособий для интерактивной доски, делает необходимым обмен идеями и ресурсами между преподавателями.
Описание опыта работы с «чудо-техникой»

Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Первый опыт сразу показал, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что мы можем использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске. Я с удовольствием начал осваивать «чудо – технику». Оказалось, что работать с интерактивной доской SMART Board просто и увлекательно. Для тех учителей, кто уже освоил программу PowerPoint, освоить SMART Notebook не составит большого труда. Есть много общего. Но есть и свои отличительные особенности.
Для себя я четко определил несколько режимов работы ИД:
Весь урок можно создать в виде видеоряда, начиная от названия темы урока, и заканчивая, заданием на дом. Программа SMART Notebook внешне напоминает набор слайдов как в Power Point (Приложение 1)
Любые схемы, графики, таблицы можно демонстрировать на слайдах, предварительно подготовив их дома (Приложение 2). Объяснение наглядного материала допустимо как учителем, так и учеником.
Причем составление таблиц и схем не требует особых навыков, достаточно использовать соответствующие функции на панели инструментов: «вставить таблицу», «линии», «фигуры» (Приложение 3).
Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при объяснении нового материала или в рамках целого повторительно-обобщающего урока. (Приложение 4)
Большой экран ИД, широта обзора и наглядность позволяют разрешить вечную проблему затратности раздаточного материала. Сначала мы - учителя оформляли карточки, затем стали их набирать в электронном виде и множить, теперь же достаточно набрать нужный материал на слайде один раз и работать сразу всему классу.
Неподдельный интерес у учеников вызывает использование мною видеороликов, фрагментов документальных или художественных фильмов. А чтобы пассивная демонстрация фильма не приносила вреда учащимся, учитель должен продумывать варианты работы с видеоматериалом. Видеофайлы легко импортируются в слайд, мало того, в рамках этой программы возможна запись любого отрывка сюжета. (Приложение 5)
При работе с новой темой часто использую функцию «шторка» (Приложение 6), которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана как сверху вниз, так и справа налево.
Чтобы воспроизведение учебного материала было не скучным, я придумываю задания, на которые учащиеся отвечают при работе с новым материалом. Причем ответ на задание прячу за ней. После коллективного обсуждения всем классом проверяем: я опускаю «шторку», за которой находится верный ответ.
Прием «ярлычок» любят учащиеся среднего звена. Я им объясняю, что здесь как в магазине: у каждой вещи свое наименование и цена. Распределите названия к соответствующим изображениям (Приложение 7).
И, наконец, режим Граффити. Мы можем подчеркнуть «волшебным пером» неверный ответ ученика и подчеркивание исчезнет уже через 10 секунд. Используя функцию «электронное перо» мы выполняем задание с приемом «привести в соответствие» (рисуем стрелочки). Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть – все это доступно с помощью электронных перьев (на лотке, либо на панели инструментов) (Приложение 8).
Со временем я разработал свой алгоритм проведения урока с использованием ИД:
1. Собирается весь материал к уроку (графический, звуковой, видеоматериал, ресурсы Интернет) и систематизируется по папкам.
2. Подбираются технологии и инструменты ИД, позволяющие нагляднее раскрыть материал урока
3. Конструирование урока в программе Notebook
4. Прогон сценария урока с целью выявления «белых пятен»
Файлы или страницы я готовлю заранее и привязываю их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам задают занятию бодрый темп: я не трачу много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
Работать с интерактивной доской SMART Board удивительно просто! Школьники быстро освоили навыки работы со SMART Board: пишут и рисуют маркерами, передвигают объекты, выполняя задания на уроке. Игры, являющиеся основным методом обучения, воспроизведённые с помощью электронного оборудования, снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной. «Урок» проходит незаметно. Никто не устает и не остается равнодушным. А я постараюсь, чтобы желание учиться у них не угасло со временем.
Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.
Очень выручает интерактивное оборудование и при проведении родительских собраний. Наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах.
Время и энергия, потраченные на подготовку и проведение презентации для родителей учащихся, окупаются в виде достигнутых результатов. Если общение с аудиторией родителей оказалось успешным, значит, цель достигнута.
Сейчас с трудом могу представить, как мы раньше обходились без такой «помощницы», доски SMART Board! Может быть, не за горами времена, когда интерактивная доска перестанет быть диковинкой, и каждый учебный кабинет будет оборудован по последнему слову техники.

2.2 Преимущества работы с интерактивной доской
Основные преимущества
• Совместима с программами для всех лет обучения
• Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
• Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе
• Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
Преимущества для преподавателей
• Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса
• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
• Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
• Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
• Удобна при работе в большой аудитории
• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост
Преимущества для учащихся
• Делает занятия интересными и развивает мотивацию
• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
• Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
• Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
• Позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
• Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями
Заключение
Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИД и сделать его интересным для учеников, я определил для себя некоторые ведущие идеи:
• Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
• Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыкального искусства в неделю, а в школах с русским языком обучения – аж 0,5 часа (!) что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи может стать ИД.
• Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование ИД на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности
Крейг Баррет, председатель совета директоров корпорации Intel, сказал: «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!». Думаю, то же самое можно сказать об интерактивных досках. Наличие интерактивной доски не делает урок ни интерактивным, ни развивающим. Таким его может сделать лишь учитель, имеющий ясную цель, использующий эффективные методы обучения, а интерактивная доска становится полезным инструментом в руках педагога.
Широкие возможности ИД делают ее в принципе пригодной для разнообразного использования в области образования. Она может облегчить преподавание и изучение материала на всех уровнях. ИД пригодна для использования в таких областях, как языковедение и математика, история и естественные науки, профессиональная подготовка, музыка и изобразительное искусство, а также чтение и письмо.
ИД открывает новые пути в развитие навыков мышления и умение решать проблемы, предоставляют новые возможности для активного обучения. С помощью ИД можно сделать проведение уроков, упражнений, контрольных работ более эффективными. Это разгружает учителей и позволяет им уделять больше времени индивидуальным занятиям. ИД может сделать уроки более интересными и убедительными.
Поскольку работа с ИД по своей сущности процесс новый и непрерывный, он требует дальнейшего, более углублённого и тщательного исследования. Но уже на данном этапе, как отмечают учёные, исследователи, педагоги-практики, ИД способствует не только эффективному развитию познавательного интереса к музыке как к школьному учебному предмету, но и как к виду искусства.
Таким образом, ИД является тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

Литература:

1. Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 41-49
2. Гольцман М., Первин Ю., Первин Н. Элементы музыкальной грамоты в курсе раннего обучения информатике. // Информатика и образование. – 1991. - №4
3. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50
4. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5-7 классах //Компьютер в школе и семье. - 1999. - № 3. - С. 33-37.
5. http://www.delight2000.com/succes.html?id_rub=390269&obj=catalog
6. http://interaktiveboard.ru/
7. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2770/Itemid,118/

Категорія: Мої статті | Додав: wolkan (09.09.2015)
Переглядів: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar

Вхід на сайт

Пошук

Друзі сайту

 

 



Сайт учителя музичного мистецтва Толоконнікової Жанни Василівни


Сайт учителя музичного мистецтва Юанова Станіслава Маграіловича